Под термином Скандинавский дизайн понимается направление, основными характеристиками которого являются простота, минимализм и функциональность. Эстетика данного направления предполагает использование светлого дерева, ровных минималистичных линий в сочетании с необычными цветовыми акцентами. Как правило, этот специфичный стиль принято относить к понятию «лучше меньше да лучше».
Где и когда
Скандинавский дизайн появился примерно в 1950-ом году в северно-европейских странах (Финляндии, Норвегии, Швеции, Исландии и Дании). Даже если со Скандинавией мы в основном ассоциируем Норвегию, Швецию и Данию, скандинавский дизайн подразумевает все пять стран.
По-настоящему важным этапом для данного направления был Приз Луннинга. Эта премия вручалась скандинавским дизайнерам, которые не только помогли сделать этот специфичный стиль всемирно известным, но и смогли лучше определить его основные характеристики. В 2006 году премия возобновила свое существование как Forum AID (ежегодная премия по архитектуре и дизайну, организованная одноименным шведским журналом).
Идея
Основная идея – это создание красивых и функциональных предметов для ежедневного использования, которые должны быть доступны не только состоятельным людям, но и всем остальным. Это ключевая тема в развитии модернизма и функционализма, которая, скорее всего, была полностью реализована в скандинавском дизайне послевоенного времени. Идеологической предпосылкой стало появление определенной формы скандинавской социальной демократии в 1950-х гг., а также увеличение доступности новых недорогих материалов и методов для массового производства. В скандинавском дизайне часто используются ДСП, пластик, штампованная сталь, анодированный или эмалированный алюминий. Ткани также играют важную роль – с рисунками от легких пастельных до насыщенных разноцветных и яркими традиционными узорами. Эти дизайны доступны для всех.
Компании
Существует много компаний, которые содействовали продвижению скандинавского дизайна в прошлом, в основном – датские. Но сегодня каждая северная страна располагает рынком продукции для создания интерьера в стиле скандинавских стран. Некоторые из таких компаний массового производства, которые представляют направление функционализма – это IKEA, BO CONCEPT, ELECTROLUX, H&M, ECCO.
Советы
- Ковер как центральный элемент: остальные предметы интерьера – второстепенные
- Текстуры вместо цветов: цвета должны быть приглушенными, а текстуры «богатыми», их следует использовать в подушках, обоях и т. д.
- Пространство – оно позволяет нашим глазам отдыхать и не воспринимать интерьер хаотичным. Мы должны оставлять пространство вокруг каждого предмета так, чтобы они могли «дышать» и «приглушать» цветные узоры
- Роскошь: добавьте немного блестящих текстур и элементов природы (цветы и т.д.), а также черного цвета для дополнительного акцента
- Сочетайте разные стулья – это сделает интерьер более интересным
«Как архитектора и дизайнера, скандинавский дизайн восхищает меня в плане эстетики, но идеологически я не согласна с базовыми принципами его современной реализации. Сегодня часто встречаются массовое производство и метод дизайна «на скорую руку» в связи с нехваткой знаний о высококачественных материалах. С тех пор как данное направление стало доступным для всех, отсутствуют первоклассные дизайн-процессы в сравнении с теми, чтобы были изначально. Поэтому незнание основ скандинавского дизайна влечет за собой недостаток спроса на него, что отражается на отсутствии «шедевров» в наше время. Вообще должна существовать широкая линейка товаров с различными категориями качества. Предметы ручной работы, для создания которых необходимо тратить время, исчезают в связи с тем, что они считаются дорогими и неактуальными. Это действительно неправильный подход в плане эстетического восприятия. И, на мой взгляд, баланс между функциональностью и классическими принципами скандинавского дизайна должен быть пересмотрен».
Автор: Kostoglou Vassiliki, архитектор и дизайнер
Добавлен новый комментарий
Ваш комментарий будет опубликован после модерации